Музеи Марий Эл
mari.jpg

Музей проводит активную научную и исследовательскую работу, представляет в оригинальных формах животный и растительный мир республики, различные этнографические и...

mari1.jpg

Почему-то принято считать, что если Марий Эл , то непременно Шереметевский замок. Однако здесь еще много всего увлекательного и интересного. Стоит начать, пожалуй...

Вход в систему
Случайная статья
mari.jpg

Музей проводит активную научную и исследовательскую работу, представляет в оригинальных формах животный и растительный мир республики, различные этнографические и исторические экспонаты, вещественную и духовную культуру марийцев и иных финно-угорских этносов. По всем выставкам осуществляются раз...

Главная
etno6.jpg

Не будет большим преувеличением сказать, что вся народная поэзия удмуртов была "солнечной". Однако этому светилу удмурты не столько поклонялись, сколько кланялись с утра до вечера на своем поле. Солнце в суровом лесном Прикамье не всегда было ярким, часто его закрывали тучи, надолго приходила зима. Здесь дорожили каждым лучом доброго солнышка, с нетерпением и надеждой ожидали весны и лета, старались, как могли, даже с помощью магических обрядов ускорить их приход. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного каждодневного труда, человек придумал праздники. Яркие карнавалы, гулянья удмурты устраивали в конце долгой и трудной зимы, с поворотом солнца на весну. Это были "портмаськон" - ряженье, "йо келян" - проводы льда, "гуж-дор" - проталинка, "гершыд" - праздник плуга и другие. Во время этих гуляний люди отогревались от зимней стужи, готовились к радостно-напряженной весенне-летней страде. Обходя всю деревню, ряженые ходили из дома в дом, потешая себя и хозяев. Считалось, что они призывали в дом достаток, здоровье, счастье.

Во время праздников устраивались различные состязания в силе и ловкости. Особенно популярными были скачки на лошадях. К лошади относились с большим уважением, ее украшали, иногда даже заводили в избу, угощали, как почетного гостя. Именно от лошади во многом зависело, как пройдут пахота и сев, будет ли крестьянин с урожаем. На народных празднествах было много зеленых ветвей, трав, цветов - символов вечно обновляющегося мира, крашеных яиц - символа плодородия, хлеба - символа жизни.

Заканчивалась летняя страда. Наступало время свадеб, веселая пора поездок в гости и ожидания гостей, близких и дальних родственников, просто соседей, друзей. Над деревней плыла песня. Удмурты - один из самых поющих народов. В их жизни исключительное место занимает песня. Петь, по представлениям удмуртов, умеют все, кто научился говорить. Совсем никудышного человека насмешливо называли "паллян кырзась" ("поющий влево"). Песня сопровождала удмурта от рождения до самой смерти. Свадьба не начиналась, пока торо (распорядитель) не давал зачин особой свадебной мелодии, чтобы свадьба с пути не сбилась. И три дня и три ночи звучали песни.

Пусть мы молчаливы - язык говорит,
А на гуслях струна звенит,
А на гуслях струна звенит,
В нашем сердце огонь горит.
Через луга, поля мы ехали.
Как гром небесный, мы приехали.
У вас на лугу мы опустились,
Как стая диких гусей.
К вам в дом вошли,
И нас стало много, как зерен,
А когда вы нас попросили встать и спеть,
Мы все стали, как ожерелье жемчуга,
И запели.

0
Ваша оценка: Нет
Этнография
etno9.jpg

В жизни Удмуртской Республики отмечается 1992 год как переломный для собственно удмуртов. Именно в этот год в Ижевске прошел конгресс финно -...

etno8.jpg

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использов...

etno7.jpg

Коренной перелом в жизнь удмуртов, как и других народов России, принес октябрь 1917 г. 4 ноября 1920 г. был подписан декрет об учреждении Авто...

etno6.jpg

Не будет большим преувеличением сказать, что вся народная поэзия удмуртов была "солнечной". Однако этому светилу удмурты не столько поклонялис...