Музеи Марий Эл
mari.jpg

Музей проводит активную научную и исследовательскую работу, представляет в оригинальных формах животный и растительный мир республики, различные этнографические и...

mari1.jpg

Почему-то принято считать, что если Марий Эл , то непременно Шереметевский замок. Однако здесь еще много всего увлекательного и интересного. Стоит начать, пожалуй...

Вход в систему
Случайная статья
mordva3.jpg

Выставка "Живи, икона!" организована совместными усилиями Свято-Предтеченской церкви и двух крупнейших музеев Мордовии - Республиканского музея изобразительных искусств и Республиканского краеведческого музея. На сегодняшний день в запасниках этих музеев хранится около 200 русских православных ик...

Главная

ЭТНОГРАФИЯ

etno9.jpg

В жизни Удмуртской Республики отмечается 1992 год как переломный для собственно удмуртов. Именно в этот год в Ижевске прошел конгресс финно - угорских народов. И далее, причем не только в Ижевске, следовали крупнейшие финно -угорские конференции, семинары и другие значимые события. Пик развития финно-угорского движения в Удмуртии пришелся на начало 90-х годов XX века. Тогда же удмурты не без участия родственных эстонцев познакомились с новым движением в искусстве - этнофутуризмом, вследствие чего появились всевозможные, доселе невиданные художественные проекты. 1995-1997 годы были отмечены как годы молчания, годы сбора сил, информации. И следствие этого затишья - оптимизм новой волны. Мощной волной в финно-угорском движении на протяжении этих лет был собственно слет старшеклассников и студентов финно-угорского мира.

etno8.jpg

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использования в том или ином сакральном действии К подобным предметам следует отнести братины. Братина (яндова, ендова, братыння), ковш-братина - сосуд, в котором разносят напитки. Название "братина" относится к сосудам большого размера, имеющим две небольшие ручки, расположенные друг против друга, название "братина-ковш" - к сосудам малого размера с одной ручкой. В "Домострое", памятнике русской литературы XVI в., в одном из текстов братина описывается как "небольшой горшок с шаровидным корпусом, служащий для питья вкруговую".

etno7.jpg

Коренной перелом в жизнь удмуртов, как и других народов России, принес октябрь 1917 г. 4 ноября 1920 г. был подписан декрет об учреждении Автономной области удмуртского народа, в 1934 г. она была преобразована в Удмуртскую АССР.

В советское время у удмуртов возникли профессиональные виды искусства, которые пусть и трудно рождались, но развиваются, черпая свои сюжеты и образы в сокровищнице народного творчества, ориентируясь на вершины мировой культуры. Появился удмуртский национальный театр, созданы крупные формы музыкальных произведений (оперы, балеты, симфонии), Музей изобразительных искусств, издательство "Удмуртия " , Удмуртский государственный и Ижевский государственный технический университеты -все это признаки подлинного совершеннолетия удмуртской нации.

etno6.jpg

Не будет большим преувеличением сказать, что вся народная поэзия удмуртов была "солнечной". Однако этому светилу удмурты не столько поклонялись, сколько кланялись с утра до вечера на своем поле. Солнце в суровом лесном Прикамье не всегда было ярким, часто его закрывали тучи, надолго приходила зима. Здесь дорожили каждым лучом доброго солнышка, с нетерпением и надеждой ожидали весны и лета, старались, как могли, даже с помощью магических обрядов ускорить их приход. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного каждодневного труда, человек придумал праздники. Яркие карнавалы, гулянья удмурты устраивали в конце долгой и трудной зимы, с поворотом солнца на весну. Это были "портмаськон" - ряженье, "йо келян" - проводы льда, "гуж-дор" - проталинка, "гершыд" - праздник плуга и другие. Во время этих гуляний люди отогревались от зимней стужи, готовились к радостно-напряженной весенне-летней страде. Обходя всю деревню, ряженые ходили из дома в дом, потешая себя и хозяев.

etno5.jpg

По представлениям удмуртов, жизнь человека включает в себя три свадьбы: рождение - свадьба младенца (новорожденный, появившись на свет, как бы обручается с ним); настоящая свадьба, когда человек обручается со своим суженым; смерть - "свадьба умершего" , который навсегда обручается с землею.

etno1.jpg

Тема сохранения и развития национальной культуры с каждым днем становится все актуальнее. В последнее время достаточно традиционны разговоры о так называемых малых народах, к коим причисляют и некоторые народы , относящиеся к финно–угорскому миру. Впрочем, и тут не все однозначно: венгров, например, на земном шаре более 10 миллионов, а вот ливов (небольшой финно-угорскийнарод, живущий на территории Литвы) около 200 человек, и наличие у них собственного дома культуры не решает проблем.

Всех финно-угров на земном шаре 25 миллионов, из них 4 миллиона живет в России, из них 3 миллиона - на территории Приволжского федерального округа. В качестве альтернативы финно-угорскомумиру часто обозначают славяно-православный мир, например, всех русскоязычных и русско-думающих людей на земном шаре 450 миллионов, из них 145 миллионов живет в России. Кстати, эти 145 миллионов русско-думающих, живущих в России, включают в себя и те четыре миллиона финно-угров.

etno2.jpg

Численность удмуртов - около 750 тысяч человек. Большая часть из них (67 %) живет в пределах своей республики. Небольшие группы удмуртов живут в Башкирии, Татарстане, Кировской области и в других регионах нашей страны. Территория Удмуртии - 42, 1 тысяч квадратных километров (это больше некоторых известных европейских стран, в частности Швейцарии).
Столица Автономной республики - город Ижевск - насчитывает около 700 тысяч жителей. Это один из крупных индустриальных центров России. Здесь находятся производственные объединения "Ижмаш", "Ижсталъ", "Буммаш" , "Нефтемаш" и другие предприятия, научно-исследовательские институты, Удмуртский государственный и Ижевский государственный технический университеты.

etno3.jpg

Антропологический тип удмуртов считается довольно древним. Удмурты не обладают богатырским телосложением, однако они крепки, выносливы и очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера можно считать скромность (и даже стеснительность, доходящую до робости), немногословие, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты предпочитали умеренность во всем, даже разговор обычно вели вполголоса; осуждали шумные, громкие отношения "напоказ". Путешественники XVIII в., побывавшие у удмуртов, отмечали их гостеприимство и радушие, миролюбие и кроткий нрав. Удмурты за свою многовековую историю никому не объявили войны, никого не покоряли, не захватывали. Трудились изо всех сил на своей не очень-то богатой земле. Структура удмуртского народа, как и любого другого, весьма сложна.

Этнография
etno9.jpg

В жизни Удмуртской Республики отмечается 1992 год как переломный для собственно удмуртов. Именно в этот год в Ижевске прошел конгресс финно -...

etno8.jpg

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использов...

etno7.jpg

Коренной перелом в жизнь удмуртов, как и других народов России, принес октябрь 1917 г. 4 ноября 1920 г. был подписан декрет об учреждении Авто...

etno6.jpg

Не будет большим преувеличением сказать, что вся народная поэзия удмуртов была "солнечной". Однако этому светилу удмурты не столько поклонялис...