Музеи Марий Эл
mari.jpg

Музей проводит активную научную и исследовательскую работу, представляет в оригинальных формах животный и растительный мир республики, различные этнографические и...

mari1.jpg

Почему-то принято считать, что если Марий Эл , то непременно Шереметевский замок. Однако здесь еще много всего увлекательного и интересного. Стоит начать, пожалуй...

Вход в систему
Случайная статья
udmurt4.jpg

Музей организован по инициативе жены писателя Г. Красильникова - Красильниковой З.Г. а также при поддержке союза писателей республики, в честь столетия литературы Удмуртии. Музей располагается в обычной квартире 5-ти этажного дома, который был построен в 50-х годах прошлого века. Экспозиция музея...

Главная
etno8.jpg

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использования в том или ином сакральном действии К подобным предметам следует отнести братины. Братина (яндова, ендова, братыння), ковш-братина - сосуд, в котором разносят напитки. Название "братина" относится к сосудам большого размера, имеющим две небольшие ручки, расположенные друг против друга, название "братина-ковш" - к сосудам малого размера с одной ручкой. В "Домострое", памятнике русской литературы XVI в., в одном из текстов братина описывается как "небольшой горшок с шаровидным корпусом, служащий для питья вкруговую".

Братина у коми представляет собой сосуд, выполненный из дерева (преимущественно из капа), чаша которого имеет полусферическую форму с двумя или одной ручками по бокам. Размеры их и объем очень различны: от полутораведерных и до самых малых - 1-1, 5-литровых. В Национальном музее Республики Коми хранится несколько братин. Одна из них - ковш-братина из села Пучком Удорского района, изготовленная Петром Лукичом Корниловым - мастером объемной резьбы, распространившейся среди удорских коми в конце XIX - начале XX вв. В настоящее время этот ковш-братина является логотипом Национального музея Республики Коми .

Некоторые братины, бытовавшие на Мезени и Вашке, имеют надписи, расположенные по венчику сосуда снаружи. Одна из них гласит: "Сей ковшъ сделал государственный крестъянинъ (непонятное слово) Муфтюжской деревни Александръ Гавриловъ Игушевъ 1888 года октября 15 дня". Покупные братины, которые привозились на ярмарки из соседних губерний, типологически можно отнести к ковшам-скопкарям северного типа. Такие братины имеют ладьевидную форму, борта выпуклые, дно плоское, одна из ручек выполнена в виде хвоста, другая - в виде утиной головы. Черной краской обозначалась шея, глаза и оперение хвоста. По венчику с внутренней и наружной сторон прорисовывалась кайма оранжевого цвета.

Все эти сосуды функционально были связаны с повсеместно бытовавшим древним обычаем - братчиной. Братчина - это совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся в складчину: общинный, праздничный пир. Обычай братчины был известен с домонгольских времен (упоминание о нем встречается в былине: "Пошел Василий со дружиною, пришел во братчину во Никольщину" (на Николин день - 19 декабря нового стиля), а в пору монголо-татарского ига он сохранялся преимущественно в монастырях и принадлежащих им крестьянских поселениях. Обычай братчины был традицией внутриобщинной (будь то община монастырская или крестьянская), на которую посторонние лица не допускались, а непрошенные визитеры должны были быть изгнаны.

0
Ваша оценка: Нет
Этнография
etno9.jpg

В жизни Удмуртской Республики отмечается 1992 год как переломный для собственно удмуртов. Именно в этот год в Ижевске прошел конгресс финно -...

etno8.jpg

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использов...

etno7.jpg

Коренной перелом в жизнь удмуртов, как и других народов России, принес октябрь 1917 г. 4 ноября 1920 г. был подписан декрет об учреждении Авто...

etno6.jpg

Не будет большим преувеличением сказать, что вся народная поэзия удмуртов была "солнечной". Однако этому светилу удмурты не столько поклонялис...